Новости

Интервью с призером номинации «Восходящая звезда»

Интервью с бронзовым призером номинации «Восходящая звезда» отраслевой премии «Человек года Росатома» Маргаритой Тюпиной, инженером Радиевого института.

– Почему выбрала именно эту профессию и отрасль?
– Закончив гуманитарную гимназию с углублённым изучением французского, поняла, что я не гуманитарий и меня всегда интересовали технические предметы и, в частности, химия. Школьную годовую программу по химии сдавала за полгода, участвовала в олимпиадах по химии. Параллельно закончила художественную школу с красным дипломом. После окончания школы подавала документы в несколько институтов и на разные специальности, поскольку интересовало многое: в Химико-фармацевтическую академию, в Университет водных коммуникаций на проектирование кораблей, в Архитектурно-строительный институт на реставрацию и даже хотела на взрывотехника в Горный институт, но там, к сожалению, отказали, т.к. девушек на данную специальность не брали.
Судьбу определил Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт. Когда выбирала специальность и кафедру, очень хотела пойти на инженерную радиоэкологию, но в приёмной комиссии убедили поступать на кафедру радиохимических технологий, сказали, что предметы будут те же и еще много других. Как человек достаточно разносторонний, я согласилась, решив, что, если не понравится — переведусь на радиоэкологию. На втором курсе у нас появился предмет «Введение в специальность», вот тогда и выяснилось, что мне это все интересно и переводиться никуда уже не стала. Я благодарна преподавателям нашей кафедры – Валерию Афанасьевичу Доильницыну и Андрею Андреевичу Акатову, которые были членам приемной комиссии и убедили меня поступать именно на эту кафедру. На четвертом курсе у нас появился предмет «Радиохимия», и я сразу же погрузилась в него с головой; немалая заслуга в этом, конечно, преподавателя – Виктора Васильевича Прояева, вместе с ним дополнительно после занятий мы занимались разработкой лабораторных работ по радиохимии, в частности, выделением тория-234 из солей урана. В результате этой работы на свет появились методические указания к лабораторной работе, по которым сейчас учатся студенты.
На производственную практику попала в Радиевый институт в лабораторию теоретической химии к своему нынешнему руководителю — доктору химических наук Александру Евгеньевичу Мирославову. Это определило мой дальнейший путь, поскольку тематика, которой занимается Александр Евгеньевич — химия карбонилов технеция (I) и рения (I) в интересах ядерной медицины, оказалась мне интересна. Здесь же писала дипломную работу, которую защитила с отличием в декабре 2013 года. С февраля 2014 года работаю инженером в лаборатории теоретической химии Радиевого института, где продолжаю заниматься научными исследованиями для подготовки кандидатской диссертации. Параллельно участвовала в российских и международных конференциях и принимала активное участие в написании статей в известных российских и зарубежных химических журналах. Одним из запоминающихся событий 2014 года стало участие в международной конференции «Ломоносов-2014», где работа по карбонилам технеция и рения была отмечена дипломом и денежной премией как одна из лучших.

– Как приняла решение подать заявку?
– Мне хотелось рассказать о том, что делается в современной науке, что она может иметь практическое применение и приносить пользу людям, что атом может быть мирным и полезным. Хотелось, чтобы российские препараты, которые дешевле и проще в изготовлении, чем зарубежные, получили путёвку в жизнь.
Поэтому и подала заявку, которая стала своего рода реваншем по отношению к неудачной прошлогодней попытке (обидная нехватка стажа).

– В чем секрет успеха? За что получила награду?
– Секрет успеха в любви к избранной профессии и трудоголизме, в творческой обстановке, а также тёплой и доброй атмосфере в рабочем коллективе.
Думаю, что награду получила за то, что в короткий срок, всего за полтора года, достигла высоких результатов в работе над темой по координационной химии технеция и рения, результаты которой были опубликованы в таких журналах, как Journal of Organometallic Chemistry, Inorganic Chemistry, Nuclear Medicine and Biology и Радиохимия. Апробация работы успешно прошла на пяти ведущих российских и международных конференциях. Эта работа направлена на то, чтобы в дальнейшем была возможность создать новые терапевтические (на основе рения-186,188) и диагностические (на основе технеция-99m) радиофармпрепараты. Например, препараты на основе технеция-99m позволили бы своевременно диагностировать такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, кардимиопатия, а также контролировать постинфарктное состояние. Эти препараты производятся из дешевого генераторного 99mТс и могут заменять препараты на основе дорогостоящего циклотронного 123I, в том числе и импортные аналоги: IPPA (123I-iodophenylpentadecanoic acid) и BMIPP (123I-(beta-methyl) iodophenylpentadecanoic acid).

– Принимала ли участие в прошлом году?
– Да. Но в прошлом году, как выяснилось уже после того, как подали заявку и документы, не прошла по формальному признаку – стаж оказался менее одного года, всего семь месяцев, хотя на тот момент уже тоже достаточно много было всего сделано в научном плане. Результатом стало Благодарственное письмо от Сергея Владиленовича Кириенко.

– Три совета будущим участникам конкурса?
– Побольше интересных разработок с практическим применением. Не бояться добиваться поставленных целей и при этом быть терпеливыми и трудолюбивыми, а также с любовью относиться к выбранной профессии.

0