Новости

Экологии и населению города ничего не угрожает

В последние дни в некоторых средствах информации появились сообщения об утечках радиоактивных отходов на территории Радиевого института им. В.Г. Хлопина и, якобы, возможной угрозе окружающей среде. По этому факту считаем необходимым прокомментировать следующее.

Радиевый институт им. В.Г. Хлопина занимает площадку на углу Институтского и 2-ого Муринского проспектов с 1967 года. За все это время на площадке проводились только научные лабораторные исследования, в том числе с радиоактивными изотопами. С 1967 по 2003 гг. отходы из лабораторий сливались в специальную систему сбора ЖРО (жидких радиоактивных отходов) в емкость выдачи для спецтранспорта. С 2003 года система не эксплуатировалась по причине запрета транспортировки ЖРО в черте города. Демонтаж системы сбора ЖРО планируется осуществить в рамках вывода корпуса из эксплуатации. Для обоснования необходимости этих работ нужно было произвести КИРО (комплексное инженерно-радиационное обследование), которое в 2010 году было сделано ОАО «РАОпроект», победителем конкурса. На основании этого КИРО «РАОпроект» разработал проект демонтажа части системы ЖРО. Следует отметить, что при составлении проектов используется «консервативный» подход, при котором рассматривается наихудший из возможных вариантов. В проекте подрядчика освещен ряд гипотетических, а не реальных вопросов. В СМИ ложно интерпретированы данные из проекта. Никакого наличия «подземной реки, вымывающей мощным течением» грунтовые воды под площадкой Радиевого института, не существует. К тому же в отчете «РАОпроекта» нет данных о радионуклидном загрязнении отобранных на площадке проб грунта. Упомянутые в отчете 0,4 мкЗв в час находятся в пределах фоновых уровней характерных для нашего региона.

Радиевый институт серьезно относится к вопросам радиационной безопасности и проводит собственные исследования. На территории Радиевого института работает система АСКРО (автоматизированная система контроля радиационной обстановки), регулярно проводится ПКРО (производственный контроль за радиационной обстановкой), ведется обследование грунта и грунтовых вод, для чего организована система из 10 наблюдательных скважин глубиной 12-15 метров. Ближайшая к промежуточной емкости системы сбора ЖРО, упомянутой в публикациях, скважина №6 находится от емкости на расстоянии около 10 метров. Уровень грунтовых вод в этом месте составляет 3 м., дебит скважины 0,4 куб.м. в час. Такой низкий дебит свидетельствует о том, что никакой «подземной реки с мощным течением» здесь нет. По химическому и радиохимическому составу пробы воды из этой скважины соответствуют требованиям к питьевой воде. Основным обнаруженным радиоактивным изотопом является К-40 – природный изотоп, его содержание в грунтовых водах скважины №6 менее 1,2 Бк/кг. Содержание остальных радионуклидов еще меньше. Это прямо свидетельствует об отсутствии утечки радиоактивных веществ из емкости с РАО. Уровень радиации грунта вокруг емкости – 0,2 мкЗв/час (фоновое значение), как и на всей площадке.

Интерес к радиоэкологическим проблемам института, расположенного в жилом квартале, вполне понятен, однако, на наш взгляд, следует более тщательно оценивать достоверность данных, представленных журналистами.

Для подтверждения наших доводов и объяснений мы готовы организовать технический тур по Радиевому институту для представителей прессы с тем, чтобы получить объективные данные о радиационной обстановке на территории Радиевого института.

В заключение хочется добавить, что радиоактивные изотопы, производимые у нас, используются для нужд городской медицины. Так только Радиевый институт обеспечивает все клиники Санкт-Петербурга диагностическими радиофармпрепаратами, которые широко применяются при диагностике различных заболеваний и спасают людям жизни.

0